Первая Национальная благотворительная программа «Миллиард мелочью»Подведены итоги реализации первой Национальной благотворительной программы "Миллиард мелочью" в 2008 году.Ход реализации программы в отчетном году отражен в таблицах 1-3. Таблица 1
Суммы привлеченных пожертвований по месяцам
Таблица 2 Структура пожертвований
Таблица 3 Используемые СБОРом методы фандрайзинга и их результаты
Как видно из приведенных таблиц, в отчетном периоде привлечено 66 927 033,00 руб. пожертвований. Это на 472 914,00 руб. (0,71%) больше, чем в 2007 году (привлечено 66 454 119,00 руб.). Для достижения цели программы "Миллиард мелочью" и решения поставленных Президиумом СБОРа задач активно используются различные формы фандрайзинга. Как следует из таблицы 3, до последнего времени наиболее эффективным способом сбора пожертвований оставалась адресная работа с коммерческими структурами: благодаря этому удалось собрать 33 124 050,01 руб., что составляет 49,49% всех пожертвований (для сравнения: по итогам 2007 года эти показатели составляли 40 322 982,00 руб. или 58,05%). Снижение процентного показателя, а главное - абсолютных результатов в сравнении с 2007 годом связаны, в основном, с мировым кризисом, затронувшим и Россию: отечественный социально ориентированный бизнес, на который направлена эта форма фандрайзинга, из-за возникших трудностей был вынужден уменьшить свою благотворительную активность. Действенным инструментом фандрайзинга продолжают выступать публикации в центральных и региональных СМИ, а также на сайте СБОРа информаций о том или ином заболевшем ребенке с призывом перечислять пожертвования для него на счет программы "Миллиард мелочью". Поддержка программы центральными и региональными СМИ (газеты "Ведомости", "Труд", "Парламентская газета", журналы "Профиль", "Эксперт", "Русский репортер", "D"" и др.) позволила привлечь пожертвования на сумму 26 171 766,99 руб. Это - 39,10% поступивших в 2008 году денежных средств (в 2007 году - 24 790 347,93 руб. или 35,69% от всех пожертвований; таким образом, рост в 2008 году по сравнению с 2007 годом составляет 1 381 419,06 руб. или 3,41%). На третье (с четвертого в 2007 году) место по эффективности привлечения пожертвований вернулось такое направление фандрайзинга, активно используемое СБОРом в рамках реализации программы, как изготовление и установка в торговых центрах, магазинах и развлекательных комплексах ящиков-накопителей для сбора пожертвований. Партнерами СБОРа при реализации первой Национальной благотворительной программы "Миллиард мелочью" продолжают оставаться ряд торговых сетей, супермаркетов, а также развлекательных комплексов столицы. Среди них: сеть супермаркетов "Азбука вкуса", ООО "Комус", ООО "Управляющая компания "Формула кино", Ritzio Entertainment Group (REG) и др. Сбор средств с помощью ящиков-накопителей, установленных в принадлежащих перечисленным компаниям учреждениях и заведениях, позволил Союзу привлечь в 2008 году 3 461 147,80 руб. или 5,17% от общей суммы пожертвований. (В 2007 году эти показатели составляли соответственно 1 302 462,07 руб. и 1,88%). Четвертую позицию в рейтинге эффективности привлечения в минувшем году денежных средств составляет SMS-акция, которую СБОР проводит совместно с одним из крупнейших сотовых операторов России ОАО "МегаФон". (В 2007 году эта форма фандрайзинга занимала третью строку в рассматриваемом рейтинге.) В соответствии с заключенным договором, в рамках программы "Миллиард мелочью" СБОРу предоставлен короткий номер 5035, на который все желающие могут отправить SMS-сообщение. Стоимость SMS с учетом НДС - 20 руб. После вычета налогов деньги от SMS-сообщений перечисляются на счет первой Национальной благотворительной программы "Миллиард мелочью" для лечения больных раком детей, которым требуется экстренная помощь. При этом ОАО "МегаФон" берет на себя все расходы, связанные с обеспечением SMS-акции (технические, рекламные и проч.). Если в 2007 году совместная с ОАО "МегаФон" акция позволила СБОРу привлечь пожертвований на сумму 1 796 290,00 руб. (2,59% от общего числа пожертвований в 2007 году), то в рассматриваемом периоде пожертвования, привлеченные с помощью SMS-сообщений, составили 2 119 180,20 руб. или 3,17%. (Сумма указана с учетом пожертвований, привлеченных с помощью ящиков-накопителей в ходе Всероссийской передвижной выставки рисунков "Больные дети - против рака", прошедшей в различных культурных, культурно-развлекательных и выставочных центрах Москвы с мая по ноябрь 2008 г. Спонсорами выставки выступили ОАО "МегаФон" и ООО "Комус" - соисполнители программы "Миллиард мелочью".) С шестой (2007 г.) на пятую позицию в рейтинге поднялся проект "Благотворительная марка". В его рамках по договоренности СБОРа с рядом коммерческих структур, в частности, с ООО "Комус", последние размещают специальную благотворительную марку на упаковках выпускаемой продукции. На марке значится, что определенная часть стоимости упаковки перечисляется на помощь детям с онкологическими заболеваниями. После уплаты соответствующих налогов "благотворительные" деньги фирмы перечисляют на счет первой Национальной благотворительной программы "Миллиард мелочью". В отчетном периоде рост пожертвований, собранных с использованием данной формы фандрайзинга, по сравнению с предыдущим годом составил 579 351,87 руб. или 55,13% (1 050 888,11 руб. в 2008 году против 471 536,24 руб. в 2007 году). На седьмую позицию с шестой в 2007 году опустился сбор пожертвований от частных лиц в офисе Союза: сумма пожертвований, переданных непосредственно в офисе СБОРа, составила 675 696,00 руб. (1,01% от общего числа пожертвований). В 2007 году данная форма фандрайзинга позволила привлечь 742 000,00 руб. (1,07%). Наконец, последнюю строку в рейтинге занимает привлечение пожертвований с помощью электронных кошельков и счетов (Электронные кошельки (счета) открыты СБОРом во всех ведущих платежных системах: "Яндекс. Деньги", "WebMoney", "E-gold", "Rupey".) Названное направление фандрайзинговой деятельности позволило СБОРу привлечь в минувшем году 324 303,89 руб. или 0,49% от общей суммы пожертвований (в 2007 году этот показатель составлял 28 500,76 руб. или 0,04%). Отчет о расходовании СБОРом привлеченных в 2008 году пожертвований приведен в таблице 4. Таблица 4 Расходование привлеченных в 2008 году пожертвований
Из таблицы 4 (в скобках в ней указано процентное отношение расходов к общей сумме привлеченных в 2008 году пожертвований с учетом остатка пожертвований, перешедшего из 2007 года) видно, что, как и в 2007 году, в отчетном периоде подавляющая часть пожертвований - 63 427 914,00 руб. или 84,90% направлены СБОРом на закупку лекарств (как правило, предназначенных для вспомогательной терапии), а также на приобретение импортных эндопротезов и другой медицинской техники (ортезов и проч.), расходы на которые в госбюджете не предусмотрены. (В 2007 году данные затраты составили 67 273 511 руб. или 91,71% пожертвований.) Оплата расходов семей с больными детьми (дорога, проживание и проч.) составила 675 696,00 руб. (0,90%). 485 000,11 руб. (0,65% пожертвований) были израсходованы на закупку медицинской и бытовой техники, компьютеров, мебели и т.д. для лечебных учреждений (в 2007 году - 1 606 930,77 руб. или 2,19%). Оплата PR-кампании, направленной на привлечение пожертвований для решения проблем детской онкологии, в т.ч. продвижение в поисковых системах сайта СБОРа, обошлась в 2008 году Союзу в 2 168 391,88 руб. - 2,90% привлеченных средств (в 2007 году - 1 596 621,01 руб. - 2,18%). Еще 3 091 902,00 руб. (4,15%) СБОР передал по договорам фондам и благотворительным организациям, занимающимся, в соответствии со своей уставной деятельностью, помощью детям, больным раком. Таким образом, для непосредственного решения задач, определенных в первой Национальной благотворительной программе "Миллиард мелочью", в отчетном году СБОР израсходовал 69 848 903,99 руб. или 93,50% пожертвований (по отношению к общей сумме собранных в 2008 году пожертвований с учетом остатка, перешедшего из 2007 года). В 2007 году расходы на эти цели составили 70 477 062,77 руб. или 96,08% привлеченных денежных средств. На организационные расходы, связанные с реализацией программы "Миллиард мелочью": оплату аренды помещений и коммунальных услуг, услуг связи, выплату зарплат сотрудникам и т.д., - СБОР израсходовал 3 005 558,01 руб. или 4,02% пожертвований. В 2007 году эти цифры составляли 1 565 329,23 руб. или 2,13% соответственно. (Напомним, что, согласно российскому законодательству, благотворительная организация не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20% финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год.) Рассмотрим состав благополучателей - нуждающихся в экстренной медицинской помощи детей с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями, которым помогает СБОР (см. таблицу 5). Таблица 5 Состав благополучателей
Как видно из таблицы 5, в 2008 году СБОР помог 108 больным детям. Данный показатель на 24,07% выше, чем в 2007 году (число детей, которым была оказана помощь в 2007 году, составляло 82). В рамках программы 20 детям, которым СБОР также начал собирать пожертвования в 2008 году, в отчетном периоде оказать помощь в полном объеме Союз не успел. Собранные на них пожертвования - 1 854 215,00 руб. - составили остаток, перешедший на 2009 год. Это - 2,48% от всех денежных средств, привлеченных Союзом благотворительных организаций России в 2008 году (с учетом остатка пожертвований, перешедшего из 2007 года ). Всего за время реализации программы "Миллиард мелочью" с 1 января 2003 года по 31 декабря 2008 года СБОР оказал содействие 254 детям. Это - лишь небольшая часть мальчиков и девочек из России и стран СНГ с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями, которым требуется экстренная медицинская помощь. Поэтому в 2009 году СБОР продолжает реализацию первой Национальной благотворительной программы "Миллиард мелочью". |